Воспитательное мероприятие "Параскева – пятница". Занятие кружка «Рукоделие» на тему: Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница Схема обережная вышивка для куклы параскева пятница

Вот и наступила поздняя осень. Это сейчас мы можем порукоделить когда хочется. Хотя и в наше время у многих дачи, земельные участки и лето посвящено в большей части им — чтобы вырастить вкусные и экологически чистые овощи-фрукты-ягоды, да заготовить всю эту вкуснятину на долгую зиму.... А приходит осень — и уже ничего от любимого рукоделия не отвлекает.

Вот и в старину именно осенью, когда заканчивались полевые работы, женщины могли больше времени уделять рукоделию. Была на Руси и Святая женская заступница, покровительница рукодельниц — Параскева Пятница. Осенью, 28 октября (10 ноября), есть праздник — день Параскевы Пятницы. На Руси она издревле считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки, чтобы выйти замуж по любви и поскорее. Представления о ней — результат наложения культа Святой Параскевы на древний русский культ Макоши (богини Судьбы, плодородия, колдовства и властительницы Дикой природы).

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей». Она представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница». Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
Полагают, что с этого дня должно трепать лен.

В день Параскевы Пятницы женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. А в северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу — Параскеву.

Кукла Параскева бывает двух видов. Есть большая кукла, ростом около полутора метров.

Это так называемая общественная кукла. Устанавливалась она обычно на берегу реки. Женщины вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. Лично мне жалко, но в русских традициях очень многие куклы уничтожались почти сразу после изготовления....

А еще женщины делали маленьких Параскев — помощниц в домашних хлопотах. Такая куколка обязательно должна быть у каждой хозяйки.

Все Параскевы, как общественные, так и индивидуальные, делались на крестовине из веток. Для этого использовались ветки "женских" деревьев, как правило рябины или березы. Ветви нельзя ломать просто так. Нужно обязательно подойти к дереву, обнять его, рассказать зачем нужны ветки, попросить разрешения, а затем аккуратно срезать нужную ветку. И обязательно поблагодарить дерево!

Основы для общественных кукол обычно не делались, их просто втыкали в землю. Для индивидуальных же в качестве основы мог использоваться спил дерева, клубок ниток. А некоторые и вовсе без основы — просто подвешивались за петельку.

Общим и для общественных и для индивидуальных куколок Параскев было наличие на их руках красных и голубых ленточек. Это просьбы о помощи, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). На руках Параскевы часто сидят птицы, что подчеркивает божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, небесную пряху. Птицы, так же как и она, зачастую являются посредниками между реальным и ирреальным миром.

Индивидуальная кукла Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. На ее руки навешивают ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки и т.д. В платьице куколки втыкают иголочки и булавочки с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

День недели пятница (в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел) раньше считался днём отдыха для женщин. Приметы этого дня так же весьма своеобразны:

В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

Вот бы и нам иметь такой выходной именно для рукоделия! Тем более, сейчас мало кто прядет, а шить можно!

А теперь предлагаю вам полюбоваться, какие разные и красивые бывают куколки Параскевы. Надеюсь, вам тоже захочется сотворить себе такую помощницу.

Кукольный сундучок


Параскева Пятница

Информацию об этой кукле взяла с блога Зои Пинигиной .

Куклу Параскеву-Пятницу делать без знакомства с её историей считаю просто невозможным. Многие представляют эту куклу в очень ограниченной функции помощнице в женских ремеслах. Для этой цели вполне достаточно куклы "Десятиручки".

Это совсем разные куклы с разными исходными историями. Ни одна кукла не претерпела такой длительной трансформации во времени, сохраняя свою основную сущность, как Макошь, прообраз Параскевы. Когда вы познакомитесь с ценнейшими исследованиями Рыбакова, вы всё это увидите. Символ женского божества Макошь это фундамент, всё остальное (по моим ощущениям позволю такое сравнение) надстройки, этажи, украшения, детали. Это единственная кукла, требующая немалых знаний и собственного осмысления. В противном случае это будет трансляция некоего рукоделия и только, а значит потеря первосмыслов, основополагающих глубинных истин.

Я брала мастер-класс по Параскеве, как и многие другие МК, у Новосибирского этнопедагога Велесовой Свтеланы Власовны. Этим летом она планирует работать в Чепошском кукольном музее на Алтае. Тем повезет, кто посетит ее экскурсии, ибо она кладезь ценнейших знаних о славянской этнокультуре, о народных куклах. Для меня кукла Параскева стала самой значимой. Именно она мотивировала меня на дальнейшее знакомство с таким народным творчеством, как куклы.

Кукла Параскева (с греч. пятница) в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием. Материалы по истории символа Параскевы весьма противоречивы. Наиболее глубокое исследование у Б.Рыбакова .

Делать Параскеву чрезвычайно интересно. Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна.

Современный вариант позволяет не только передавать сложившийся традиционный образ, но и вложить в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Параскева индивидуальная

Предыдущая Параскева (фото справа выше) − модель общественной куклы, которая была метра полтора ростом. Люди вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. (Мне почему-то эта затея не нравится по разным причинам). А вот из ниток кукла индивидуальная, небольшая, просто помощница в рукоделии.

Параскева Ганны.

Кукла Фафани.

Параскева Татьяны Дербенёвой. Кукла на крестовине, 85 см, вся - из натуральной ткани и наполнителя. Пришиты только пуговицы и ленточки на подол и птички на плечах. Кукла висит на стене, подвешена за"ручки". Есть подушка для иголок.

Ткань на верхней юбке - хлопок дорогой, с выработкой, очень красивый. Под юбкой - нижняя юбка -полосатая - из матрасной ткани, тоже х/б. В голове -пакля, тело - из лыковых кистей малярных. Все привязано к крестовине из необработанных веток. Висит на стене.


Славянская обережная кукла Параскева-Пятница

Празднования славян в честь Пятницы-Макоши были самыми длительными, что свидетельствует о ее значительной роли в славянском и праславянском пантеоне. Макошь — богиня плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы, образ которой был запечатлен на главной, лицевой грани Збручского идола, а празднества в ее честь проводились еженедельно, ежемесячно и особенно в осеннюю пору — на рубеже лета и зимы (с 1 по 8 ноябя).

* * *

Кукла Параскева в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием. Даже не просто богиня судьбы, а богиня, которая владеет судьбой, хранит её, плетёт нити судьбы, устанавливает взаимодействие разных уровней космоса с человеком, имманентно встроенным в этот самый космос. А также Макошь - богиня плодородия, колдовства и властительница Дикой природы.

Образ постепенно трансформировался в Параскеву Пятницу, которая считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Она рачительная помощница во всех делах и ремеслах, особенно если дело касается прядения льна. Ей даже был посвящен свой день недели, Считалось, что Параскева Пятница запрещает работать в этот день: прясть, ткать, пахать, стирать, а также купаться и купать детей и сурово карает нарушающих запреты.

Кукла органично совмещает в себе оба образа. Так, для неё характерно наличие веретена. У нее, в память о Макоши, должны быть распущенные волосы. Она помогала людям донести их сокровенные мысли и просьбы до богов и предков. Красные нити, завязанные на её руках - обращения к предкам, а голубые - обращения к богам. На её ладонях сидят птицы, что подчеркивает божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, небесную пряху. Птицы, так же, как и она, зачастую являются посредниками между реальным и ирреальным миром. Если кукла не была общественной, а хранилась дома, то женщины призывали её помочь им в работе, делая хранительницей мелких предметов рукоделия (лент, кружева, веретен, коклюшек, наперстков, игл), которые вешали на руки кукле с приговором: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

* * *

Кукла Параскева Пятница в глубоком славянском ведичестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием.

Куклу Параскеву-Пятницу делать без знакомства с её историей считаю просто невозможным. Многие представляют эту куклу в очень ограниченной функции помощнице в женских ремеслах. Для этой цели вполне достаточно куклы "Десятиручки".

Это совсем разные куклы с разными исходными историями. Ни одна кукла не претерпела такой длительной трансформации во времени, сохраняя свою основную сущность, как Макошь, прообраз Параскевы. Когда вы познакомитесь с ценнейшими исследованиями Рыбакова, вы всё это увидите. Символ женского божества Макошь это фундамент, всё остальное (по моим ощущениям позволю такое сравнение) надстройки, этажи, украшения, детали. Это единственная кукла, требующая немалых знаний и собственного осмысления. В противном случае это будет трансляция некоего рукоделия и только, а значит потеря первосмыслов, основополагающих глубинных истин.

Я брала мастер-класс по Параскеве, как и многие другие МК, у Новосибирского этнопедагога Велесовой Свтеланы Власовны. Этим летом она планирует работать в Чепошском кукольном музее на Алтае. Тем повезет, кто посетит ее экскурсии, ибо она кладезь ценнейших знаних о славянской этнокультуре, о народных куклах. Для меня кукла Параскева стала самой значимой. Именно она мотивировала меня на дальнейшее знакомство с таким народным творчеством, как куклы.

  • на сайте народной игрушки
  • в стране мастеров
  • на летописиру
  • в Воркуте

Кукла Параскева (с греч. пятница) в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. (" Макошь - славянская богиня вселенской судьбы " ). Это один из самых сильных символов.Богиня рода и судьбы и всего,что связано с их укреплением и благополучием Материалы по истории символа Параскевы весьма противоречивы.Наиболее глубокое исследование у Б. Рыбакова. (" ).

УБ.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался».

Делать Параскеву чрезвычайно интересно. Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна.

Современный вариант позволяет не только передавать сложившийся традиционный образ, но и вложить в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Параскева индивидуальная

Предыдущая Параскева − модель общественной куклы, которая была метра полтора ростом. Люди вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. (Мне почему-то эта затея не нравится по разным причинам). А вот из ниток кукла индивидуальная , небольшая, просто помощница в рукоделии. Обе куклы взяты на курсе этнографа Велесовой Светланы Власовны. По логике Параскева общественная и Параскева индивидуальная - это одна кукла. Однако, по тому как фактически толкуют и изготавливают этих кукол сегодня, так не скажешь.

Параскева индивидуальная тесно связана с христианской святой Параскевой, жившей во II веке. Параскева с греческого - пятница, отсюда Параскева-Пятница. Параскева общественная продолжает сохранять в себе основополагающие смыслы, ибо прародительницей её является женское божество Макошь - богиня рода, земли, наделяющая судьбой. Макошь, это глубоко и глобально, её трансформация в столь продолжительном времени говорит о необходимости сохранять основополагающие представления о бытие и о мироустройстве как о неразрывной связи времен. Параскева-Пятница индивидуальная сегодняшняя практически другая кукла. Эти два образа сегодня переплетены невероятно, в самых разных вариантах и в толковании и в изготовлении…

Мне бы не хотелось преумножать путаницу вокруг этих кукол. И я больше говорю о своём восприятии и о своём отношении к этим куклам, для меня они разные. Говоря о Параскеве индивидуальной и учитывая, как она изготавливается, я бы не стала связывать её с Макошью, хотя отдельные функции у них схожие, но Параскева-Пятница, на мой взгляд, ближе к бытовой стороне жизни, а Макошь - к бытийной. Сегодня Параскеву-Пятницу индивидуальную считают покровительницей женских ремесел, особенно прядения льна, ткачества. Она заступница женской доли, исцеляющяя родниковой водой болезных детей, помощница в женском рукоделии.

Зоя Пинигина

Мастер-класс

1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.


2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.


3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.

4 Накладываем обережный крест.

5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.


6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.

7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки.

8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.


9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос.

10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.

11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити.

12 Завязываем на макушке, очень крепко.


13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.


14 Отделяем небольшую прядь волос.

15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.


16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи.

17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.

18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!

Кукла Параскева - берегиня женских рукоделий..Св. мч. Параскева - христианская покровительница женщин и женских ремёсел.
День Параскевы Пятницы отмечали на Руси в ноябре,когда закончены полевые работы и начиналось время пряденья,ткачества,вышивания и т.д... Девушки и женщины в этот день показывали своё рукоделие. В Северных областях изготавливали куклу Параскеву в русском народном костюме. На руки и голову куклы навешивали ленты,кружева,небольшие орудия женского труда: веретено,игольницы,пяльцы,ножницы,коклюшки,напёрстки.

Высота куклы 80 см. Фартук вышила крестом и добавила тесьмы На поясе,рубахе и по подолу юбки-понёве тоже тесьма.

Это куколки-кувадки. Их делали перед родами и развешивали перед входом в помещение,где это происходило (в сенях или в предбаннике).Их роль - отвлечь внимание нечистой силы от роженицы и ребёнка. Потом их вешали над детской колыбелькой с той же целью.

Костюм выполнен по мотивам Воронежского народного костюма,где основные цвета - чёрный и красный. Юбка-понёва всегда чёрного цвета,как олицетворение плодородного воронежского чернозёма.

Птички - игольницы.

Внеклассное мероприятие

Тема: Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

Цель: Формирование интереса к коми и русской культуре, фольклору, традициям через изучение истории народного праздника.

Задачи:

    познакомить детей с историей возникновения праздника, традициями и обычаями коми народа.

    воссоздать народную куклу Параскеву-пятницу.

Возраст учащихся: 10-14 лет.

Оборудование для педагога: Видеоролик "Параскева Пятница", об Удорском районе, медиапрезентация "Изготовление куклы-оберега Параскевы Пятницы" (приложение), музыкальное сопровождение - записи коми народных песен.

Оборудование для детей: каркасы куклы, лоскуты ткани разного цвета и размера, кружева, тесьма, шерстяные и простые нитки.

Примечание: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВИДЕО ОБ УДОРСКОМ РАЙОНЕ

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с одним из праздников, который отмечают в нашем районе. Это праздник Святой Параскевы Пятницы.

А вы знаете что-нибудь об этом празднике? Как он возник, где и когда его празднуют, почему праздник Параскевы Пятницы отмечают у нас, в Удорском районе?

А отмечают этот великий праздник в деревне Кривое.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1.Деревня Кривое (Кривой Наволок) расположена на правом берегу р. Вашки и входит в Важгортский сельсовет. Первые сведения о погосте Кривой Наволок относятся к концу XVI в., известно также, что первая часовня во имя Прокопия Праведного была построена в 1646 г., вторая часовня, во имя св.Параскевы Пятницы, была построена в начале XVIII в. на месте первой. Престольными праздниками д.Кривое явялются Введение Пресвятой Богородицы во храм и день св.Прокопия Праведного. Среди образов часовенного иконостаса иконы Богородицы и Прокопия, наряду с иконой св.Параскевы Пятницы, входят в число наиболее почитаемых.

2.По официальным сведениям, причиной установления праздника св.Параскевы в д.Кривое считается явление ее образа. Судя по всему, явление иконы произошло на берегу р.Керью, где и был первоначально установлен обетный крест. На местном фольклорном материале подобная легенда сегодня не фиксируется, по сведениям информантов установление праздника подтверждается легендой о нарушении женщинами запретов пятничного дня на производство домашних работ. Параскева в грязной одежде будто бы сама являлась в деревню, запрещала стирать в пятничный день и наказала женщинам отмечать праздник в ее честь ежегодно в девятую пятницу по Пасхе.

3.К более поздним по происхождению текстам можно отнести рассказы о явлении Параскевы в сновидениях местным женщинам, в которых Параскева также утверждает некоторые запреты, такие, как запрет прикасаться после отправления малой нужды к нательному кресту (надо вымыть руки), запрет снимать нательный крест в бане, тем более оставлять его там и т.п.

4.Праздник Параскевы Пятницы известен как «заветный» женский день, главными действующими лицами которого являются женщины, дети и больные, причем, в качестве последних в празднике могли принимать участие и мужчины. Как женский день праздник был противопоставлен дню Прокопия Праведного, как сугубо мужскому.

5. Девятая Пятница начинала лето, считалось, что Параскева как бы открывает летние воды и с этого дня можно купаться, а первое воскресенье после девятой пятницы называлось Обсевным праздником (престольный праздник д.Острово), с которого начинали сев. Напротив, с Прокопия начиналась подготовка к жатве, этот праздник как бы закрывал лето, а с Ильина дня уже действовал запрет на купание. На праздник Прокопия из соседнего с. Важгорт приезжал священник, и к его приезду возле обетного креста в верхнем конце деревни собирались все мужчины деревни. Священника встречали с иконой св. Прокопия – самой большой в иконостасе часовни. Вместе с попом мужики обносили этой иконой свои земли, освящая каждый крестьянский надел, а затем шли в часовню на молебен. Сегодня едва ли помнят об этом сугубо крестьянском и мужском значении дня св. Прокопия, хотя и отмечают его как один из деревенских престольных праздников.

6. Праздник Параскевы начинается с того, что к 9 часам утра к часовне начинают подходить женщины. Молодые и пожилые, кто–то с ребенком на руках, они несут с собой бидончики, банки и прочую посуду под освященную Пятницкую воду. У некоторых на руках иконы – возможно, домашние, а может быть, и храмовые, взятые в дом на зимнее хранение. Собираются дети, но нигде не видно мужчин – праздник-то женский, заветный. 7. К половине десятого входят в часовню. Иконы установлены в ряд на специальных полках напротив входа в часовню. На многих из них висят тканые полотенца, платки, куски ткани. Женщины не спеша зажигают свечи под иконами, причем наибольшее количество зажженных свечей оказывается под образами Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца – к ним сегодня будет обращено наибольшее количество молитв. Как правило, часовня полностью заполняется женщинами и детьми, в первый ряд проходят сама староста часовни и те, кто знает и поет молитвы. В руках у них старообрядческие лестовки (лествицы), по которым определяют количество исполненных молитв.

8.Около десяти часов, когда уже зажжены все свечи, староста часовни начинает службу. В прежние годы службу вели наставники, знавшие церковно–славянскую грамоту и читавшие старинные старообрядческие книги. Но традиция эта прервалась в конце 1980-х гг., и последней наставницей, которая вела службу по книгам, была Сорова Лидия Константиновна (Кoстя Ледя). После нее службу стала вести староста часовни Дарья Кирилловна Яковлева (Кирша Даро), которая вела уже службу по тетради, где были записаны молитвы святым.

9. Так что служба сегодня, уже при старосте часовни Капитолине Кирилловне Калининой, представляет собой простое пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. В последнюю очередь исполняются молитвы Параскеве Пятнице: «Святая Пякнича Парасковья, моли Бога о нас!..», и на этом часовенная часть службы завершается.

10. Женщины выносят иконы и становятся так, чтобы иконы образовали определенную иерархию: первая – икона Спаса, Воскресения Христова, затем икона Богородицы, Прокопия, а за ней уже икона Параскевы Пятницы и дальше все остальные. Наиболее авторитетными считаются образа Параскевы и Прокопия, поэтому их стараются нести по очереди.

11. Даже в суровые сталинские годы, когда православные праздники вообще оказались под запретом и участие в них для молодых колхозниц было предприятием, мягко говоря, небезопасным, они старались хотя бы по очереди тайком пронести к воде икону Параскевы Пятницы. Пожилая женщина рассказывала, как это происходило в конце 1930-х гг.: «Я пальто одела и под ним несла образ, так мы и пронесли его вчетвером. Я будто бы к амбарам только и ходила, а сама сбегала к воде с образом и обратно вернулась. Бежала, думала – душа из груди изойдет, чтоб только не арестовали. Стахановка, арестуют ведь, раньше ведь так и было. После мне и говорят: «Ты, Остапова, носила образ, Параскеву Пятницу». А я отвечаю: «Я не знаю, кто образ носил, у меня его нет, если бы нашли его у меня – другое дело. А так арестовывать меня не за что» . Даже и сегодня сквозь незатейливую браваду рассказа слышен страх этой женщины перед силами, препятствующими привычному, завещанному предками духовному деланию.

12.Иконы несут через все село по направлению к верхнему концу (катыд пом). Женщины, несущие икону св. Прокопия, самую большую в иконостасе часовни, меняются часто, но не только из-за естественного желания помочь, а еще и потому что считается, будто тем, кто нес ее на празднике Параскевы Пятницы Бог списывает семь грехов. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами в руках, грудных же детей женщины несут на руках. Шествие проходит по пойменному лугу к озеру Кoдж ты (старица р.Вашки) и дальше по мосткам через озеро и болото на сухой берег речки Керъю, где установлен деревянный обетный крест.

13. По–видимому, само шествие с несением икон с переходом озера вброд прежде входило в число трудов, положенных во славу Параскевы Пятницы. При этом «стоячая», а значит, нечистая вода озера противопоставлялась «текучей», чистой воде речки Керъю. В нечистую воду нельзя было не то что окунать иконы, ее нельзя было даже касаться образами при переходе озера вброд. В этом случае мог подняться северный ветер и заморозить посевы. Обычай, однако, забылся и сегодня через старицу и вытекающий из нее ручей Гагшор проложены мостки.

14. Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые таким образом иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней в воду окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке как бы становится святой.

15. К воде подводят и моют больных, детей, набирают воду в принесенную посуду. Особенно целительной считается вода, набранная прямо с иконы Параскевы Пятницы, поэтому сам образ долго держат в воде, каждый раз подводя к ней детей и умывая их иконной водой. Некоторые женщины полностью окунаются в воду, а если погода не позволяет совершить купание, то многие просто заходят в воду и, подняв подолы юбок, приседают в воду. Образ Пятницы как бы «открывает» воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться в реках и озерах. Примечательно, что «закрывает» воду, и в целом купальный сезон праздник св. Прокопия праведного, как известно, дублирующий Ильин день.

16. Каждая из женщин приходит к Пятницкой воде, надеясь на чудо исцеления, недаром Параскева Пятница слывет покровительницей всех женщин, а ей посвященный праздник – заветный день всех больных. Рассказывает А.В.Сорова из с. Важгорт: «А я всегда хожу в Кривое и прошу Параскеву Пятницу: «Пусть мне здоровье Бог даст!» Пока ноги носят, буду ходить, а потом, может и не смогу уже. Для здоровья хожу, прошу здоровья, потому и хожу. Может, мне Пятница Параскева даст здоровья. Как-то в один год у меня очень болела пятка. А я попросила Пятницу Параскеву: «Пятница Параскева, дай мне здоровья, нога очень болит, шагу ступить не могу. Большую икону Параскевы Пятницы сама унесу на реку и принесу обратно». Сама спустила образ к реке, в воде по колено стояла. И я знаю, что мне от этого пришло здоровье. Польза была. Я знаю, что я от этого получила пользу. Я до этого чем только не лечилась, какие только лекарства не пробовала, а к бабушкам не ходила, и ничего мне не помогало и только Параскева Пятница сделала мне добро»

17. Наконец, все иконы вымыты и установлены возле креста, сюда же поставлена набранная в бидоны и в бутыли Пятницкая вода. Женщины становятся в полукруг к кресту и продолжают моление уже все вместе. Моление продолжается теперь уже недолго, женщины берут иконы и возвращаются в часовню. Иконы ставят на свои места, покрывают их полотенцами, платками, как прежними, так и вновь принесенными. Затем все становятся на отходную молитву, и после ее завершения расходятся по домам. По обычаю, служба Параскеве Пятнице завершается в полдень, и в прежние годы вторая половина дня считалась рабочей.

18. Кульминационным моментом Удорского праздника надо полагать мытье часовенных и домашних икон в р.Керью. С одной стороны, само мытье икон группируется вокруг помывки главной иконы праздника – иконы св.Параскевы, символизирующего ни что иное, как смывание грехов женщин, накопленных Параскевой в течение года. Одновременно совершается освящение речной воды, которая получает целебную силу от обновленного образа св.Параскевы. От этой освященной воды, видимо, наполняются благодатью и остальные помытые в этой воде иконы. Что касается участников обряда, то они имеют возможность также совершить омовение в благодатной пятничной воде и набрать в заранее приготовленную посуду для последующих медицинских целей. Ради этой воды до 1930–40-е гг. женщины из окрестных деревень совершали многокилометровые пешие паломничества на праздник в д.Кривое.

19. Сегодня праздник отмечается, главным образом, жительницами д.Кривое и с.Важгорт, однако в конце 1990-х гг. наставницы некоторых вашкинских деревень стали совершать пятничную службу с омовением икон. Нельзя сказать, что этот обычай стал постоянной практикой, но сам этот факт говорит о значении образа св.Параскевы для религиозности удорских коми.

20. Таким образом, праздник Параскевы Пятницы (Девятой Пятницы) в д.Кривое Удорского района Республики коми представляет собой вариант распространенного на Русском Севере и в целом в России культа Параскевы Пятницы По своему происхождению и содержанию праздник представляет собой вариант общероссийской православной традиции празднования Девятой пятницы по Пасхе, посвященной великомученице Параскеве. . Соответственно, есть отличия и в легендарных образах Параскевы: если в русских легендах она является, покрытая ранами от веретен, то в коми легендах одежда Параскевы покрыта коростой грязи от выстиранного в пятницу белья.

11. 10 ноября в России отмечают день Святой Параскевы Пятницы - покровительницы рукодельниц. По средневековому - "бабья святая"!
Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу - Параскеву.
Сама Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии.
В этот день мастерили куклу Параскевы и обряжали ее милыми безделушками, сделанными своими руками. На ее руки, юбку навешивали безделушки из бересты, глиняные игрушки, соломенные и тряпичные куклы, расписные яйца, плетеные лапотки, бусы, пояса.
Размером она небольшая, ведь, большую неудобно хранить и переносить, но и не маленькая, а то на ней места не хватит для всей рукодельной утвари.

Кукла "Параскева-Пятница" считается берегиней женских ремёсел.

Параскева-Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют "долговязая пятница".

Кукла-оберег традиционно должна была иметь распущенные волосы, символизирующие мольбы и просьбы наших предков к богам. В руках у куклы находится веретено, символ рукоделия. Руки ее перевязаны нитями, значение которых – обращение к высшим силам.

Так, красные нити – обращение к мудрости предков, а голубые – к высшему разуму. На развернутых ладонях обязательно сидят птицы, которые подчеркивают ее божество, воплощая собой хозяйку небес, небесную пряху.

Ведущий : Сегодня на нашем занятии мы с вами будем рукодельничать - делать своими руками куклу Параскеву-Пятницу.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ»

Дети приступают к изготовлению куклы. Работа детей сопровождается звучанием коми народных песен. Дети подпевают. Таким образом происходит воссоздание обстановки старинных коми посиделок за рукоделием.

Итог занятия: Выставка готовых кукол. Рефлексия.