Изо краски природы в наряде русской красавицы. Конспект урока к презентации русский народный костюм. Путешествие на север и юг России
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .
Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.
Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.
Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм
Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Русский народный костюм Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Презентация создана учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 423 г.Кронштадта Харитоновой Н.В.
Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.
Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.
Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.
Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.
Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом
Тульский наряд
Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)
Головные уборы Кичка Сорока
Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.
Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти
Узоры Орнамент Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...
Методические разработки " Русский народный костюм"
По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» - Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...
По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративное рисование. Это авторские работы, творческие... (традиции и современность).Это изображение головных уборов.....
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чёрный цвет - цвет кровной мести, символическое употребление цветов является языком,
традиционным средством передачи идеи и душевных состояний. Зло, темнота, страдания,
несчастье, болезнь, смерть.
Зловещий цвет ворона - воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём
(или дым).
Чёрный - чисто животное начало. Смерть, обмороки, сон, тьма. Это эмблема всего
скрытого,
тайного, тёмного, неизвестного, это зло и дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны,
и несчастье, болезнь и смерть, вдовство.
Чёрный цвет и подземный мир в Индии. Вода и дождь. Он надевает чёрную одежду ибо
такова природа дождя.
Чёрный цвет - это цвет самого тёмного времени года.
Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения,
очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали
большое влияние на все свои дела.
Быть белым - значит быть чистым, безбедность и отсутствие неудач, воспитание, власть и
сила, отсутствие смерти и слёз, встреча с духами предков и поминание их дарами.
Жизнь и здоровье, зачатие или рождение ребёнка, смех, как знак дружелюбной
общественности (у стариков волосы белеют, созревание).
Быть белым - значит быть в правильных отношениях с
животными и мёртвыми, а значит быть здоровым и невредимым.
Белизна это цвет всеобщей осведомленности.
Белый как дневной свет и от солнца и от луны.
Красный и белый выражают сопоставление.
Белый феет, когда в (холодных) красках тёплых, и в холодных - согревает.
Белый - предки - традиции - прошлое - память.
Русские синонимы притвориться, перекраситься.
Белый соотноситься с женщинами, как хранительницами мифов. Именно женщины
красятся в белый цвет и носят белые одеяния.
Белый цвет - это когда покойник уходит в прошлое, ему подобает быть одетым в белые
одежды.
Смерть - как возрождение в новом качестве.
В красные и чёрные цвета раскрашиваются только живые.
Белым цветом могли краситься только мёртвые, духи предков.
Вода считается белой, так как очищает человека от грязи.
Предварительный просмотр:
Красный цвет - ассоциируется с огнём - важнейшим для первобытного человека явления. Огонь может быть созидательным (в очаге) и разрушительным на пожаре. Вероятно именно 1 свойство должно было почитаться людьми. Хранительница домашнего очага была женщина.
Многие народы представляли духа огня в виде старой женщины, а у нанайцев в виде дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате.
В традициях Вьетнама самым верным способом сохранения себя от злых духов, считалось ношение амулетов, обычно красного цвета, которого бояться духи. К аналогичному амулету можно отнести детскую шапочку, сшитую из красных и серых лоскутков материи.
Во многих обществах красный цвет как обрядовый, обозначает переход от детства к юности. Этот цвет возбуждал и устрашал врагов одновременно.
В Австралии красный цвет по преимуществу цвет силы, энергии, видимой (огонь) и не видимой (духовной) - цвет радости. В Индии красный - свадьба и покойник раскрашен в красное.
Красный - обозначал восток, поскольку на востоке, каждый день рождается солнце. Красный цвет воскрешения.
Для возвращения солнца нередко использовались среди прочего предметы красного цвета. Жители Китая в канун Нового года наносят визит и оставляют карточки красного цвета. Красный - цвет счастья. Чтоб счастье не покинуло этот дом, зажигают красные свечи. Отметки 5 ставят красным цветом. Символ жары, лета, огня. Красный - смерть и счастье, погребения и воскрешения.
Красный одновременно может приносить добро и зло, поскольку красный цвет это кровь, а
кровь бывает чистой и не чистой.
Белый свет утра - красный свет вечера.
Контраст день и ночь, муж. и жен., красный и белый.
В мифах существует культ трёх рек.
Главной рекой является белая, средней - красная и младшей - чёрная.
Сохранение себя от злых духов считалось ношение амулетов обычно красного цвета.
Предварительный просмотр:
Использование наглядных пособий на уроках История С. Петербурга
Межпредметные связи
Уроки природоведения
Связь с уроками трудового обучения
Связь с уроками
математики.Счет
ДО
10
Связь с уроком математики
Связь с трудовым обучением. «Художеств. труд».История С. Петербурга.
Подготовка к 4 кл.Связь с
природоведением.
Тема урока.Класс
I. 1.Знакомство с народным
костюмом «Подол рубахи» 1кл.
- Термины (словарь)
- Иллюстрации животных, сливающихся с природой
- Вышивка шов «роспись».Знак земли
П.Тема.Конь-огонь 1кл. Вышивка шов
«крест».Производиться отсчет по клеточкам в пределах до 10.
- Тема.Декоративное рисование.Птицы.2 кл.
Внимательность, наблюдательность.Отсчет клеточек в пределах 20 (задача усложняется)
- Тема «Декоративное рисование.Народный костюм «Южный» 3 кл.
Работа с ножницами Работа с разными бумажными плотностями(картон, аньбомный лист и лист в клетку)
- Тема «Костюм доброго молодца и красной девицы» 2 кл. Строение человека
Предварительный просмотр:
Методическая работа.
Практические рекомендации другим учителям.
1 .Работая над программой Шпикаловой, рекомендую в 1 классе использовать
на уроке «Плетение разноцветных ковриков». Знаки земли.Земля,вода,горы.
Или распаханное поле.
Потому как самый первый опыт запоминается детьми лучше, чем
последующие, как и первый учитель.
- Когда плетешь коврик, а потом пытаешься дать рисунок, то детям это уже
не очень интересно.А когда сразу плетешь, используя основу и создаешь
узор, детям очень нравиться.Но при этом не надо всех заставлять делать узор
плетение «распаханное поле».У некоторых детей в 1 классе еще (в ноябре
месяце) плохо развита мелкая моторика,внимательность, счет до 10 не
усвоен. Поэтому используется плетение какое предложила Шпикалова (как
знак земли). Для более способных детей, я предлагаю более сильную работу,
из 24 человек половина класса справилась с рисунком, а половина класса
выбрала более легкий вариант. Поэтому учитывается индивидуальность
детей, к чему сейчас призывают учителя. - При знакомстве с крестьянской вышивкой лучше начинать работу с шва
«роспись», так как это самая древняя вышивка, т.е. шов.Начинать знакомство
с рубахи, так как первая одежда до 13 лет у мальчиков и девочек была только
рубаха. Повседневная одежда. - На уроках математики очень хорошо использовать рисунок конь-огонь или
другие рисунки, считая клеточки.Получаются рисунки. При этом дети очень
аккуратны и внимательны. И с удовольствием рисуют и даже не хотят
отдавать свои работы. Детям не интересно просто считать в воздухе, а
интереснее когда цифры оживают (как живая математика) и (связь с
кончиками пальцев) и превращаются в изображение.
Предварительный просмотр:
I класс.Шпикалова.
Урок - импровизация.
Краски природы в праздничном наряде русской красавицы.
Импровизация по мотивам народного орнамента.Подол рубахи.
Цель:
Познакомить детей с народным костюмом и крестьянской вышивкой в северном
народном костюме.
Задачи.
Образовательная
: 1 .Дать представление о том, что русский народный костюм - это
слияние человека со Вселенной.
2. Познакомить детей с азбукой чтения знаков-символов.
3.Определить и доказать на основе примеров,что краски природы
являются неотъемлимой частью русского народного костюма.
Развивающие
: 4.Формировать связь с другими предметами, а именно с
Природоведением.Интеграция.
- Познакомить детей с нар. костюмом через художественный труд.
- Научить вышивать(писать) орнаменты и вкладывать в них смысл
Воспитательные : Т.Формировать у детей только положительные мысли и чувства
В.Закрепить связь поколений.
Оборудование для учащихся:
1 .Бумага в клетку с аппликацией
- Фломастер
- Простой карандаш
- Резинка
Оборудование для учителя:
1 .Картины с животными
- Русский народный костюм
- Магнитофон и кассета
- Словарь: кокошник, рубаха, сарафан, красный, белый, свет, чистый, оберег, земля, вода,
росток, горы. - Свеча, спички
- Стих о колокольчике(добро и зло)
- Икона
Литература:
- Н.В.Серов. Хроматизм мифа
- Журнал "Свет", статья "Одежда от предков"
- Энциклопедический словарь "Русский народный костюм"
- Лекции на занятиях УПМ
Предварительный просмотр:
ВОСКРЕШЕНИЕ
КРОВЬ
ЖИЗНЬ
Предварительный просмотр:
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
- Физминутка.Кадриль.
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
- земля
- вода
- росток
- горы
а) стих «Колокольчик»
- Выставка работ
- Орг. момент
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
- А почему ты так решил?
- Цветное изображение.
мой вопрос
вселенною
б) символика цвета
народном костюме?
- белый, красный, черный
- Красного
в) Сливание с природой.
Предварительный просмотр:
По программе Шпикаловой.
- КЛАСС
- Декоративное рисование. Народный костюм. Подол.
- Декоративное рисование. Конь - огонь.
- КЛАСС
- Декоративное рисование. Кокошник.
- Декоративное рисование. Птица.
- Декоративное рисование. Костюм красной девицы.
- КЛАСС
- Урок импровизации. Образ матушки - зимы...Народ, орнам.
- Декоративное рисование Южных стран. Народный костюм.
- КЛАСС
Предварительный просмотр:
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
а) Беседа по картинам (фото) 5 м.
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
Ш. Краски природы в наряде русской красавицы
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
- Физминутка.Кадриль.
- Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
- земля
- вода
- росток
- горы
- Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей
а) стих «Колокольчик»
б) музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»
- Выставка работ
- Орг. момент
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.
а) беседа по картинам-фотографиям
- Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
- Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
- О тех, которые жили давным-давно?
- А в какой картине или картинах изображен современный человек,
который просто оделся в костюм и сфотографировался? - А почему ты так решил?
- Цветное изображение.
- А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
мой вопрос - Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
вселенною
б) символика цвета
1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?
- белый, красный, черный
- А какого цвета больше на костюмах?
- Красного
- Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.
в) Сливание с природой.
Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.
Ш.Краски природы в наряде русской красавицы (кукольная игрушка).
- Здраствуйте, ребята!Я бабушка Маланья.А как вы думаете, что на мне
одето? - Рубаха
- Она у меня до самой земли.Женщины так и ходили.Вот внизу и
изображали, что на земле растет. - А на голове носили(достает кастрюлю)
- Ой, не то, совсем запамятовала(достает кокошник
).В небе птицы летают, а
голова ближе всех к небу кокошник-курица. - А что это у меня висит?
- (Дождик)
- А что еще можно увидеть на небе?
- (Солнце,звезды)
- Это все на кокошнике у меня.Вот солнце встает, а это зенит, а это
закатное солнце. - Ну а это сарафан.Ох,одену и пойду танцевать.
ХУ.Физминутка.Танец «Кадриль».
У.Практическая работа.Знакомство со знаковой системой,
а) Аппликация
- Посмотрите, на костюме мы видим какие-то узоры, нам кажется, что это
для красоты, а на самом деле это язык.Но не английский или немецкий,а
декоративный прикладной. Мы научимся не только его читать, но и
писать и оформим подол рубахи.
А начнем с упражнения. Возьмите в руки нашу аппликацию. Вспомните, что
обозначал этот узор.
- Земля.Распаханное поле.
- Где он вышивался чаще всего?
- На подоле.
- Значит сегодня мы будем расписывать подол рубахи,
(тема урока на доске).Писать будем не сверху вниз, а наоборот. - Как одним словом мы назовем эти знаки?
- Узор
- А как называется слово, когда мы говорим, что этот узор нужно повторить
или продолжить? - Орнамент
Давайте вместе превратим узор земли в орнамент. Возьмите в руки пока
простой карандаш.Вопрос на внимание!Мы будем писать сверху или снизу?
Скажите, а о чем вы думали, когда рисовали землю?
Ты один гулял по этой земле? Ведь главное , какие мысли и чувства вы испытываете
когда вышиваете...
Но прежде чем мы будем мыслями писать, хочу стихотворение я прочитать.И задать
вопрос.Одна дверь, один и тот же колокольчик.Но почему к первому мальчику вышла
добрая старушка, а ко второму Баба-яга?
Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь.
То поверь.
Что в доме проснется старушка.
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
Входи, не стесняйся, дружок-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она
Но если,
Но если,но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь тезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.
Итак, я повторяю вопрос...
Вывод: только с добром и добрыми мыслями нужно садиться за работу и представлять то
место на земле, где ты был, а может быть еще будешь. Поможет нам музыка и свеча.
Возьмите красный фломастер и обведите карандашом линии.(музыка Ивана Купала).
А сейчас
выставка работ
(Возможно на замазку)
УШ.После музыки может кто-то захочет рассказать, о чем он думал
Изменился ли наш класс?
Какие чувства?
- Добрые
- А к какой части рубахи ты бы прикрепил свою вышивку?
- Почему?
Из какой одежды состоит народный костюм?
С какими знаками растительн. орнамента ты познакомился?
Орг.момент.
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Рисуем русский народный костюм.
Невского района Санкт-Петербурга
Цель :
Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.
Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.
Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.
Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.
Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.
Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.
Беседа и работа с презентацией.
Каким же он был, русский национальный костюм?
Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.
Женская одежда состояла из:
Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».
Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.
Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.
III. Практическая работа.
Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса
Тема: « Русский народный праздничный костюм».
Урок – путешествие. Комбинированный урок.
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
Прививать интерес к русской народной культуре.
Оборудование и материалы:
Фигурки человека,
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
детские работы,
презентация « Русский народный костюм»,
проект ученика «Русская национальная одежда»
русская народная музыка,
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
русские народные костюмы.
Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА
I . Оргмомент
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
II . Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».
III . Путешествие.
Итак, в путь!
1. Посещение картинной галереи-просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.
(Просмотр презентации)
1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах
2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.
1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин
2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).
2. Мы в музее русского национального костюма.
Повторение значений элементов русского костюма
1.Итак,что прежде женщины носили?
2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.
3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма
1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.
2. Ответы учеников:
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца
3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»
3. Путешествие на север и юг России.
Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов .
(Просмотр презентации)
1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.
2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?
3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.
4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?
5.Сколько головных уборов было названо и какие?
1.Ответы учеников:
2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.
3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.
4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.
5. Кокошник, венцы, кики – 3
4. Отдых в пути.
Проведение динамической паузы. Физминутка
Говорит и показывает движения
Повторяют движения за учителем
5 . Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).
1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.
2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?
Ответы учеников:
1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.
2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя
6. Подведение итогов путешествия.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка
– Какой вид костюма вы выбрали?
– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
– О чем вам может рассказать русский народный костюм?
Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.
7. Домашнее задание
Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.
Женский костюм
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Наряды женщин из северных и южных областей
1. И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
2 .Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк ,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)
5. Практическая работа учеников.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)
Задание дифференцированное:
1 группа : Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа : “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.
Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»